Главная / Окружной ресурсный центр / Новости образования

Новости образования

Эксперты РАО единогласно одобрили проекты новых ФГОС начального и основного общего образования

3 октября в Российской академии образования прошло заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию (ФУМО). На заседании были рассмотрены проекты новой редакции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования.  

Проекты ФГОС разработаны в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации об определении в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным предметам, и воспитательного компонента, а также в целях обеспечения единства образовательного пространства страны.

В представленных на заседании ФУМО проектах ФГОС детализированы требования ко всем трем группам результатов освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным на уровне начального общего и  основного общего образования. Теперь они носят более конкретный, понятный и содержательный характер, что позволяет учителям планировать свою деятельность, выбирать методики и технологии, позволяющие достичь поставленной цели.

Также очень важно, что все предметные результаты теперь проверяемы как в ходе текущего контроля, так и в ходе государственной итоговой аттестации. Это подтверждают и специалисты Федерального института педагогических измерений.

Наполнение ФГОС конкретным содержанием позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, а также гарантии качества образования.

Изменения, вносимые в ФГОС, касаются только  обязательной части основной образовательной программы. При этом у школ сохраняются свобода и самостоятельность в формировании вариативной части с учетом выбора участников образовательных отношений.

Проекты ФГОС прошли процедуру общественного обсуждения и в целом одобрены. В обсуждении приняли участие более 7 тыс. человек (7047), получено около двухсот (192) предложений.

По ФГОС начального общего образования всего получено 58 отзывов, из них 29 положительных отзывов, что составляет 51%, отрицательных - 10 (17%) и 19 нейтральных отзывов, что составляет  32%.

По ФГОС основного общего образования всего получено 134 отзыва, из них положительных - 47, что составляет 35%, отрицательных - 59 (45%) и нейтральных - 28 (20%).

В ходе общественного обсуждения также был получен ряд замечаний о недостаточности элементов содержания в ФГОС, о необходимости исключить рамочный характер документа. Все предложения и замечания тщательно проработаны и внесены необходимые изменения в проекты ФГОС.

Кроме того, на заседании ФУМО также были рассмотрены замечания Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ».

После обсуждения замечаний и предложений проекты ФГОС получили единогласное одобрение членов ФУМО.

Источник: Минобрнауки


09.10.2017 09:29/ читать дальше...
Школьный курс обществознания может измениться – академик Чубарьян

Школьный курс обществознания следует пересмотреть: он должен знакомить детей с Конституцией РФ, с правами и обязанностями граждан, с политической системой нашей страны, сообщил агентству ТАСС научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян.

«Моя идея все-таки изменить этот курс в школе, сделать его более простым и понятным», - считает академик. 

Он отмечает, что детям не всегда понятны «большие философские обобщения», зато с ними необходимо говорить о таких важных вещах, как Конституция, политическая система, избирательность, права и обязанности гражданина, об основах экономики и основах финансовой грамотности. 

В учебном курсе должно быть «понимание, доступное для школы, что такое российская идентичность сегодня, и что такое Россия». 

«Самое главное – наши дети должны понять состояние страны и их место в этой стране», - подчеркнул Чубарьян.

Академик сообщил, что в настоящее время он работает над новым образовательным курсом «Современная Россия», который будет введен в 11 классе средней школы. 


10.11.2016 04:25/ читать дальше...
В 2017 году в ЕГЭ по литературе будут только творческие задания – Васильева

В 2017 году в экзамене по литературе будут только творческие задания, сообщила министр образования и науки России Ольга Васильева в интервью агентству «Интерфакс». 

«Это будет совсем другой экзамен, в нем полностью будут отсутствовать какие-либо тестовые задания, это будет экзамен, в котором будут только творческие задания с большим развернутым ответом, связанные с теорией литературы. То есть, во-первых, задания увеличатся, они будут требовать хорошего знания текста, а во-вторых, будут повышены требования к самому сочинению», - заявила Васильева. 

Министр уточнила, что новая модель экзамена будет обсуждаться и с профессиональным сообществом, и с общественностью в ноябре.

Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014 году. Работа оценивается по системе «зачет-незачет».

Результат итогового сочинения, в случае представления его при приеме в вуз, действителен четыре года, следующих за годом получения.

В июне заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев подчеркнул, что результаты 2016 года стабильны относительно итогов 2015 года. По итогам двух этапов написания 97% участников получили «зачет» и, соответственно, допуск к итоговой аттестации.

В России ЕГЭ служит одновременно как выпускной экзамен в школе и вступительный экзамен в вуз. Обязательными для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике, с 2022 года в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести иностранный язык.

По материалам сайта http://www.edu.ru/news 


09.11.2016 06:24/ читать дальше...
В РПЦ разработано пособие по изучению в школе жизни и подвига новомучеников

В Русской православной церкви разработан школьный учебник «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе», сообщается на официальном сайте Московского патриархата.

Об этом сообщил заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

По его словам, пособие является «первым системным трудом по изучению в школе подвига пострадавших за Христа в XX веке и призвано стать примером в организации региональных программ, в том числе в рамках внеклассных занятий в средних общеобразовательных организациях».

Учебник разработан для внеклассных занятий в средней школе, а также для воскресных школ.

«Предлагаемый курс состоит из восьми занятий. <...> Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры. Курс также может быть использован в рамках занятий с воспитанниками воскресных школ», - говорится в сообщении. 

Кроме того, в ноябре 2016 года планируется издание пособия для учителей «Церковь в истории России». Оно является дополнительным материалом к курсу «История Отечества» общеобразовательных школ для 6-10 классов.

По материалам сайта http://www.edu.ru/news/education


09.11.2016 06:21/ читать дальше...
Международное исследование TALIS: есть ли в России проблемы в системе профессионального развития и оценки качества работы учителей?

23 сентября 2015 года состоялся первый в этом учебном году вебинар Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ на тему "Международное исследование TALIS: есть ли в России проблемы в системе профессионального развития и оценки качества работы учителей?".

Вебинар был посвящен результатам международного сопоставительное исследования TALIS, инициированного Организацией экономического сотрудничества и развития и охватывающего 37 стран. В ходе данного исследования производится независимая оценка профессионального уровня и качества работы учителей и директоров, то есть факторов, от которых в значительной степени зависит качество и эффективность школьного образования. В 2013 году Россия стала полноправным участником исследования и в 2014 году впервые приняла официальное участие в нем. Были опрошены 4076 учителей и 198 директоров в 200 школах 14 регионов РФ. Важность исследования TALIS для России определяется тем, что на основе его результатов можно принимать решения о корректировке государственной образовательной политики в стране.

В России исследование проводил Институт образования. Анализ результатов исследования был завершен в начале лета 2015 года. 

На вебинаре была представлена картина того, какими видятся наши педагоги в зеркале международного исследования. Какие проблемы, профессиональные установки и запросы отличают наших учителей от их коллег в странах с наиболее успешными системами образования. Какие группы учителей находятся в ситуации риска и наиболее остро нуждаются в профессиональной поддержке. Как система повышения квалификации могла бы ответить на сформулированный учителями запрос.

Полученные в исследовании данные показывают возможность синхронизировать возможные траектории профессионального развития не только с требованиями основных регламентов отечественного образования (ФГОС и профессионального стандарта деятельности педагога), но и ведущих международных трендов.

Докладчик:

Пинская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.

Дискуссант:

Груздев Михаил Вадимовичзаместитель директора департамента образования Ярославской области, д.п.н.

Ведущий вебинара:

Болотов Виктор Александрович, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО, д.п.н.

Вебинар в большей степени заинтересовал специалистов институтов развития образования и повышения квалификации, методических служб и центров оценки качества образования, и, конечно, самих педагогов и руководителей школ. Внимание к мероприятию проявили и представители национальных/региональных органов управления образованием, а также сотрудники высших учебных заведений, в том числе и те из них, которые реализуют программы подготовки будущих учителей.

На мероприятии были рассмотрены такие вопросы:

  1. Краткое описание исследования TALIS, его  преимущества и ограничения.
  2. Что выделяет наших учителей при сравнении со средними международными данными и данными стран, лидирующих в образовании.
  3. Как отличаются запросы и установки учителей в зависимости от возраста и особенностей обучаемого контингента.
  4. Какие дефициты в профессиональных умениях можно рассматривать как наиболее существенные.
  5. Какие стратегии развития региональных систем профессионального развития и оценки качества работы учителей отвечают дефицитам, выявленным исследованием и соответствуют международным трендам. Ссылка на материалы вебинара

04.11.2015 14:47/ читать дальше...
Интернет-опрос для педагогов

В  сентябре 2015 года от общественных и политических деятелей поступила инициатива рассмотреть возможность введения "плавающего" графика начала учебного года в школах с целью снизить транспортную нагрузку в стране в последнюю неделю августа (дети возвращаются с отдыха к 1 сентября, что создает перегруженность транспортных узлов). Данное предложение также направлено на поддержание туристической отрасли: опыт европейских стран показывает, что "плавающий" график начала учебного года благотворно сказывается на туризме в "бархатный сезон".

Таким образом, инициатива направлена на смещение начала учебного года в различных общеобразовательных организациях с 1 сентября на несколько недель позже.

На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации  (http://минобрнауки.рф/опрос/1сентября) организован интернет-опрос  педагогического сообщества о введении "плавающего" графика начала учебного года в общеобразовательных учреждениях.


04.11.2015 14:26/ читать дальше...
Портрет учителя

Гендерно-возрастной состав.
     Доля женщин среди учителей в России составляет 85%. Сходный гендерный состав имеет учительский корпус Болгарии, Латвии, Словакии, Эстонии, чем существенно отличается от среднего по ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию), где представительниц прекрасного пола среди педагогов – 68%. В 9 странах, наиболее успешных по результатам исследования PISA, 65% женщин. Почти половина учителей (48%) – люди среднего возраста (от 30 до 49 лет). Молодых, в возрасте до 30 лет, по-прежнему немного – 13%. Надо отметить: с момента проведения первого исследования доля начинающих педагогов несколько выросла – в 2009 году она составляла 11%. В то время как в среднем по ОЭСР произошло обратное: с 2008 года эта доля сократилась.
    Результаты TALIS близки к данным Мониторинга экономики образования, который фиксирует рост доли молодых педагогов в структуре учительского корпуса с 12,8% в 2012 году до 14,4% в 2013-м. А вот доля учителей предпенсионного и пенсионного возраста (от 50 до 59 лет) в России приближается к трети и составляет 30%. Кроме того, 10% педагогов, работающих в школе, старше 59 лет. Изменений старшей когорты с 2009 года не произошло. Возрастная структура в целом близка к средней по ОЭСР. Интересно, что у нас в стране молодых учителей существенно больше в государственных школах, а в частных ощутимо больше тех, кто старше 50 лет.
    Выраженных различий возрастной структуры учителей в населенных пунктах разного типа не обнаруживается, за исключением одной возрастной категории – в возрасте 40–49 лет, которых в школах маленьких деревень больше, чем в других группах образовательных учреждений.

Стаж работы
    Наши учителя оказываются опытнее большинства других: их стаж работы в школе превышает 20 лет. Причем более 15 лет они не меняли образовательное учреждение. В трех странах (Болгария, Латвия, Эстония) педагоги имеют больший общий стаж в школе, а в Латвии дольше работают на одном месте. В среднем продолжительность работы в конкретной школе и общий школьный стаж составляют 10 и 16 лет соответственно. Во всех странах-лидерах учителя меняют школу чаще, чем в России. В основном это происходит в азиатских странах (Корея, Сингапур, Япония), где действуют ограничения на срок работы на одном месте как для учителей, так и для директоров и происходит их обязательная ротация.

Уровень образования и особенности профессиональной подготовки
    Уровень образования наших педагогов мало отличается от среднего по ОЭСР. Высшее образование получили более 90% из них, включая тех, кто имеет научную степень. Чуть больше, чем в среднем в ОЭСР, доля педагогов, имеющих среднее профессиональное или незаконченное высшее образование. Педагогическое образование получили 94,6% российских учителей. Это больше, чем в среднем по ОЭСР, где доля составляет 90,06%. Содержание педобразования можно считать полным и охватывающим основные области необходимой учителю подготовки. Кстати, степень полноты полученного образования наши педагоги оценивают выше средних по ОЭСР оценок. Отечественные педагоги, получая профессиональное образование, значительно чаще проходили подготовку практически по всем предметам, за исключением родного языка.
   Существенно больше учителей сообщили, что на этапе высшего профессионального образования подготовка включала такие предметы и области, как математика, естественные и общественные науки, современные иностранные и даже классические языки. Причем последние наши учителя изучали более чем в 2 раза чаще, чем в среднем по ОЭСР (20,4% против 9,5%). Почти в два раза чаще российские педагоги изучали религию и/или этику. Более чем в два раза чаще проходили подготовку в области физического воспитания, изучали междисциплинарный курс. Среди наших учителей почти в три раза больше тех, у кого профессиональная подготовка включала практические и профессиональные навыки.

Нагрузка
    Рабочая неделя российских педагогов превышает 46 часов, что на 8 часов больше продолжительности рабочей недели в среднем в ОЭСР. Только в трех наиболее успешных странах недельная нагрузка выше: в Сингапуре и Канаде (Альберта) – 48 часов, в Японии – 54 часа. Зато в остальных пяти она не превышает 40 часов, а в Финляндии составляет всего 32 часа. На преподавание отводится почти 23,5 часа в России. Это превышает среднюю нагрузку в ОЭСР (20 часов) и в странах-лидерах, в пяти из которых преподавательская деятельность занимает не более 19 часов в неделю. И только в Канаде превосходят нагрузку наших учителей, там она достигает 26 часов.

Профессиональные приоритеты учителей
    О профессиональных приоритетах российских педагогов можно судить по тому, в каких направлениях они повысили и/или хотят повысить профессиональную квалификацию. TALIS представляет обширную информацию относительно установок и оценок учителей в области профессионального развития. Мероприятия, в которых участвовали наши учителя, очень разнообразны и открывают широкие перспективы для профессионального роста. Наиболее популярными были направления, связанные с предметными знаниями и методикой преподавания, новыми педагогическими и информационными технологиями. Чуть менее часто учителя повышали квалификацию в области оценивания и управления классом, реже – в методах индивидуального обучения и обучения разным типам ключевых компетенций. И весьма редко выбирали такие направления, как новые технологи на рабочем месте, обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, преподавание в поликультурной или многоязычной среде. Популярность тех или иных курсов коррелирует с оценкой их полезности для профессионального развития учителя. Структура запроса на повышение квалификации у российских учителей имеет особый характер. Совпадения в оценке наиболее нужных направлений профессионального развития у наших педагогов и их коллег в других странах приходятся на область ИКТ, занимающую первую позицию в структуре потребностей в наращивании профессиональных компетенций. Разница же с Россией проявляется в том, что следующими по значимости в среднем в ОЭСР и прежде всего в странах-лидерах идут направления, характерные для преподавания, ориентированного на ученика. Это обучение учащихся с ограниченными возможностями, методы индивидуального обучения, обучение ключевым компетентностям и практические виды оценивания.
   Еще более выражена ориентация на ученика в странах-лидерах, где 50% педагогов и более заявляют потребность в наращивании компетенций в обучении детей с ОВЗ, индивидуальном обучении и оценивании. Как раз в этих областях, главным образом в методах индивидуального обучения и обучения детей с ОВЗ у наших учителей выраженно высокого запроса нет. Существенно острее они нуждаются в предметной и методической компетенции, больше своих коллег заинтересованы в освоении учебных программ, то есть профиль их потребностей говорит, скорее, о преподавании, центрированном на учителе.
Итак, каким же получился портрет российского учителя? В нашей школе работает подавляющее большинство женщин, больше, чем в наиболее успешных странах и в среднем в странах – участницах международного исследования. Возрастная структура учительского корпуса отличается несколько большей долей молодых педагогов и более многочисленной когортой специалистов старшего возраста. Возможно, поэтому средний педагогический стаж у нас выше, чем в других странах-участницах.

    Но наиболее яркая черта – привязанность наших учителей к своему месту работы, которое они меняют существенно реже, чем все другие педагоги, особенно в странах – лидерах образования. Наши учителя имеют большую недельную нагрузку, чем в среднем по ОЭСР и по странам-лидерам, и много времени тратят на подготовку к урокам. Значительно чаще других они действуют как узкие специалисты и преподают только один предмет. При этом значительно чаще, чем в среднем по ОЭСР, проходят подготовку как по общеобразовательным, так и по специальным предметам. Приходится обратить внимание: расстановка акцентов в профессиональном развитии, сделанная нашими педагогами, не вполне соответствует требованиям профессионального стандарта, обязывающего учителя работать с детьми с разными учебными запросами и проблемами, и ФГОС, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса. И то, что преподавание в поликультурной и многоязычной среде занимает последнюю позицию в структуре профессиональных приоритетов российских учителей, подтверждает: они пока не учитывают современную ситуацию – и международную, и заданную программными документами отечественной образовательной политики.

Марина ПИНСКАЯ, к.п.н., ведущий научный сотрудник, Алена ПОНОМАРЕВА, аналитик, Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

(по материалам статьи "Портрет учителя", журнал "Управление школой", № 10 (588), 2015 г.)


25.10.2015 03:56/ читать дальше...
Приглашают к участию!

Издательство «ДРОФА» с 20 по 25 ноября 2015 года проводит вторую всероссийскую заочную научно-практическую конференцию «Естественно-научное и математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения».

Приглашаются к участию учителя, преподаватели вузов, методисты системы дополнительного профессионального образования, авторы учебно-методических комплексов.

Целью конференции является распространение передового педагогического опыта использования новейших образовательных технологий и современных средств обучения в условиях реализации нового образовательного стандарта.

В рамках конференции предполагается рассмотреть следующие актуальные вопросы:

  • Электронный учебник как элемент образовательной среды.
  • Развитие информационно-коммуникативной компетенции у обучающихся как ответ на вызовы времени.
  • Мотивация как ключевой момент современного урока по ФГОС.
  • Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения математике и естественно-научным дисциплинам.
  • Модели уроков, отвечающих требованиям нового образовательного стандарта.
  • Копилка современных уроков: методические разработки проведенных в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта уроков (серий уроков).

13.10.2015 09:17/ читать дальше...
Электронные учебники нового поколения появились в российских школах

Анимированные карты, 3D-объекты, видеопыты, интерактивные тесты и многое другое вошло в новые электронные учебники, которые стали доступны для учителей и учеников в 2015 году.

С 2015-2016 учебного года все школы России могут воспользоваться электронными формами учебников (ЭФУ) помимо традиционных бумажных. Познакомиться с демо-версиями ЭФУ можно на сайте http://efu.drofa.ru/demo/


13.10.2015 09:05/ читать дальше...
Концепция математического образования

Вопросы реализации Концепции математического образования, ее дальнейшие перспективы и возникающие проблемы обсудили 23 сентября на круглом столе в МИА "Россия сегодня". На Концепцию возложена ответственная миссия - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире, вновь сделать математику передовой областью знаний и деятельности. 

Министерство образования и науки РФ подготовило изменения в стандарт основного общего образования, касающиеся требований к предметным результатам освоения математики и информатики. В ближайшее время будет представлена итерация документа для обсуждения.

Кроме того, на круглом столе обсуждалась разработка системы оценки математического образования: единый государственный экзамен разделен на базовый и профильный уровни, а в основной школе впервые прошли национальные исследования образования по математике и информатике.  В декабре похожие испытания ожидают школьников 8-9 классов. В стране выстраивается система всероссийских проверочных работ: уже в этом учебном году в отдельных регионах страны их напишут нынешние четвероклассники.

Все, что делается в рамках концепции, направлено не на создание сложностей педагогам, а на результат: дать возможность учителю хорошо учить детей, а последним – хорошо учиться.

Прямую трансляцию круглого стола от 23 сентября 2015 года, посвященную реализации Концепции математического образования можно посмотреть, перейдя по ссылке:  http://минобрнауки.рф/6299


13.10.2015 01:28/ читать дальше...